Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куйтунский район, с. Андрюшино, ул. Заречная 1 А
Телефон: +7(924)61-80-143
Главная / Учителям

Учителям

Программа повышение качества образования

 

МУНИЦИПАЛЬННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

АНДРЮШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с. АНДРЮШИНО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН

 

Рассмотренно:

Педагогический совет

Протокол № 1 от 11 августа 2020 года

Утверждено:

Директор школы МКОУ «Андрюшинская ОО»

О.Н.Коржавин_________________________

Приказ № 56 от 31 августа 2020 года

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

на  2020-2023 уч.год

 

 

 

                                                              Программу разработали: руководитель РМО Лихушко С.В.

                                                                                                         руководитель РМО Велисевич Е.В.                 

                                                                               заместитель директора по УВР Кушнерова И.М.

 

 

Паспорт программы

 

Наименование программы

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА 2020-2023 ГОД

Разработчик программы

Администрация МКОУ «Андрюшинская ООШ»

Основные исполнители

программы

Совет школы, администрация школы, педагогический коллектив

Цель

Создание благоприятных социально – педагогических условий, способствующих повышению качества образования.

Задачи

1. Анализ состояния организации и управления мониторингом качества образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ».

2. Изучение опыта и достижений науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в МКОУ «Андрюшинская ООШ».

3. Осуществление отбора, адаптации и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ».

4. Подготовка нормативно-методических документов для обеспечения мониторинга качества образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ».

5. Создание условий для расширения возможностей доступа учащихся к современным средствам обучения и образовательным ресурсам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.

6. Активизация работы по организации повышения мастерства учителя через систему работы ШМО, РМО, тем самообразования, курсовой подготовки и т.д.

7. Более эффективная организация работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися.

Предполагаемый результат

1. Создание действенной внутренней системы оценки качества образования.

2.Разработка инструментария для внутреннего мониторинга оценки качества образования, механизма его использования.

3. Реализация программы повышения профессионального уровня педагогических работников, включающая в себя курсовую, внекурсовую подготовку педагогов, а также участие в работе методических объединений.

5. Снижение доли учащихся, не освоивших основные образовательные программы и показавших образовательный результат ниже возможного.

6. Повышение качества образования.

7. Повышение среднего балла ЕГЭ и ОГЭ.

Перечень основных направлений программы

 

1.Развитие системы управления качеством образования.

2.Развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики образовательной деятельности и его результатов.

3.Освоение новых педагогических технологий, повышение качества преподавания.

4.Повышение квалификации педагогов.

5.Повышение учебной мотивации учащихся.

6.Развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом.

Сроки и этапы

реализации

программы

Программа реализуется в 3 этапа, в период с 2020 по 2023 год:

1.Подготовительный этап (май 2020 г.-август 2020г.)

2.Практический этап (этап внедрения)(сентябрь2020 г.–июнь 2022 г.)

3. Этап обобщения и коррекции (сентябрь 2022г. – июнь 2023 г.)

Управление реализацией Программы

Непосредственное управление реализацией Программы осуществляется директором школы.

Работа по направлениям Программы закрепляется за заместителями директора школы.

Корректировка программы производится Педагогическим советом.

 

Содержание программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом

 

Основания для разработки

программы

В условиях проведенного в МКОУ «Андрюшинская ООШ» анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены проблемы:

Проблемы

  • Социально-психологический потенциал учащихся имеет допустимый уровень для улучшения образовательных результатов, однако образовательные результаты ниже возможных.
  • Когнитивные способности учащихся развиваются недостаточно, не соответствуют среднему баллу школьных отметок
  • Недостаточная мотивированность на качественный результат участников образовательных отношений.
  • Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ».
  • В целом социально-психологический потенциал школы оптимальный для улучшения качества образовательных результатов учащихся, однако отдельные педагоги слабо проявляют стремление к постоянному профессиональному совершенствованию.

 

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса обучения и воспитания, объединенные в приоритетах:

  • личность участников образовательной деятельности (учителя, ученика, родителя), её самооценка, развитие;
  • гуманизм как основа образовательной деятельности, определяющего место человека в обществе.

 

При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные базовые показатели используемые в системе оценки качества образования, системные показатели организации образовательнойдеятельности, функционирования и развития школы:

  1. Потенциал учащихся.
  2. Семейное благополучие.
  3. Потенциал педагога.
  4. Успешность управления.
  5. Материальная обеспеченность школы.
  6. Социально-бытовая комфортность школы.
  7. Благоприятность социокультурной среды школы.
  8. Стабильность функционирования школы.
  9. Динамика развития школы.

 

2. Организация и контроль выполнения Программы

 

2.1.Координируя и контролируя выполнение Программы, совет школы:

  • анализирует ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносит предложения на педагогический совет по его корректировке;
  • осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
  • осуществляет контроль выполнения Программы в соответствии с планом деятельности.

 

2.2. Материально-техническая база

Для развития материально-технической базы предполагается:

  • дальнейшее обновление учебно-материальной базы (учебно-лабораторного оборудования, компьютерной и технологической базы).

 

2.3.Ожидаемые результаты:

  • Создание системы психолого-педагогической диагностики развития учащихся и контроля за повышением качества образования.
  • Создание дидактико-методической системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся.
  • Создание комплекта документов по диагностике и развитию личности учащегося, его возможностей и способностей.

 

2.4. Этапы реализации Программы:

1-й этап–май-август 2020 г. – разработка программы:

- создание условий, формирование системы, обеспечивающей развитие учебного потенциала учащихся;

- освоение и внедрение в работу технологий по достижению максимально возможных образовательных результатов учащихся;

- работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей учащихся, и их развитию;

- создание банка данных по данной проблеме;

- работа по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов;

- анализ деятельности по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.

2-й этап –2021/2022 учебный год – практический этап;

3-й этап – 2022 -2023 учебный год – этап обобщения и коррекции.

 

 

 

3. План реализации Программы

Этапы программы

Компоненты совместной деятельности

Содержательная характеристика компонентов деятельности

1 этап

1.Разработка Программы повышения качества образования.

1. Анализ социального заказа школы (анкетирование родителей, учащихся).

2. Постановка целей и их конкретизация.

3.Разработка мероприятий по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов.

2. Создание условий необходимых для разработки и освоения Программы.

1. Овладение методами изучения личности ребенка, выявление потенциала учащихся.

2. Кадровое обеспечение реализации программы.

3. Разработка необходимого учебно-методического комплекса.

2 этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа по получению сводных диагностических данных по школе, в том числе по изучению личности ребенка, выявлению интеллектуального потенциала и способностей учащихся, качества системы управления, проблем педагогического коллектива.

1. Выявление способностей учащихся.

2.Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей учащихся.

3. Диагностика профессиональных затруднений педагогов.

4.Формирование системы управления качеством образования в  МКОУ «Андрюшинская ООШ».

2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся всех возрастных групп, повышение качества обучения и образования.

1.Разработка программ коррекции индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

2.Повышение квалификации педагогов.

3.Совершенствование работы методической службы школы.

4.Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов.

5.Создание программ исследовательской деятельности, предусматривающих групповые и индивидуальные занятия.

5.Привлечение родительской общественности.

6.Создание банка данных по вопросам оценки качества образования.

3 этап

1. Анализ деятельности по реализации целей и задач Программы, оценка ее результативности, оформление результатов.

1. Обработка всех данных, сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы.

2. Корректировка, обработка Программы в соответствии с полученными результатами.

3. Подведение итогов на педагогическом совете и совете школы.

4. Обобщение и описание хода и результатов, полученных в ходе реализации Программы.

5. Отчет по реализации Программы.

 

4.План программных мероприятий

 

№ п/п

Направление

деятельности

Цели, задачи

Ожидаемый результат

Ответст-венные

1.

Проведение мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования:

- образовательных результатов учащихся;

-уровня профессионализма педагогов;

-системы управления качеством образования.

Для заместителей директора по УВР:

1. Обеспечить возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по предметам на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам по классам, по лицею и в динамике за несколько лет, повышение уровня обученности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем.

2. Отследить уровень качественной успеваемости по предметам, результатов государственной итоговой аттестации, успешности внеурочной деятельности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний.

3. Определить типологию профессиональных проблем учителей и на этой основе организовать их психолого-педагогическое сопровождение (методическую помощь).

Для учителей-предметников:

1. Выявить уровень усвоения темы, раздела, учебного предмета и рассмотреть динамику его усвоения от уровня к уровню.

2. Определить типичные ошибки в освоении предметных результатов и проследить влияние данных ошибок на результативность обучения на последующих уровнях.

3. Определить значимые психолого-педагогические факторы, влияющие на уровень обученности учащихся.

В результате своевременного выявления пробелов в освоении предметных результатов учащихся, профессиональных затруднений по данной проблеме у учителей предупреждение дальнейших негативных тенденций в образовательной деятельности.

Зам.директора по УВР

учителя-предметники

2.

Создание системы управления качеством образования

  1. Создать единую систему диагностики и контроля качества образования, качества преподавания, соответствия условий организации образовательнойдеятельности нормативным требованиям и социальным ожиданиям;
  2. Повысить профессиональную компетенцию педагогических кадров как необходимого условия обеспечения современного качества образования;
  3. Сформировать и развить потребности общественности в участии в управлении лицеем, активное вовлечение органов самоуправления в управление качеством образования;
  4. Создать систему сетевой организации управления качеством образования на основе принципов взаимодействия, социального партнерства;
  5. Выявить факторы, влияющие на качество образования и принятие обоснованных управленческих решений;
  6. Разработать и апробировать систему оценки эффективности управления качеством образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ».

Создана инструментальная модель внутришкольной системы управления качеством образования, способствующая инновационному развитию образовательной среды лицея, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства

Повышение эффективности и результативности управленческой деятельности

Повышение качества образования

Администрация школы

3.

Работа с кадрами по развитию и совершенствованию педагогического мастерства

 

 

 

  1. Определить оптимальный методический и технологический ресурс для педагогов
  2. Мотивация всех участников образовательнойдеятельности на его качество, т.е. всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (мотивированы должны быть не только учащиеся, но и учителя, родители).
  3. Раскрытие конкретного опыта работы по достижению более высоких показателей качества, востребованных учеником, родителями, учителем и руководителем школы, социумом.
  • Повышение квалификации педагогических работников.
  • Создание в школе «копилки» передового опыта педагогов.

Замдиректора по УВР

Руководители ШМО

4.

Повышение учебной мотивации учащихся

  1. Сформировать учебно - познавательные мотивы;
  2. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика;
  3. Продолжить формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
  4. Повысить уверенность в себе и развивать самостоятельность;
  5. Сформировать самосознание и адекватную самооценку;
  6. Обеспечить атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
  7. Развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли
  • Повышение мотивационной готовности учащихсяк обучению
  • Сформированность "внутренней позиции ученика"
  • Возникновение эмоционально - положительного отношения к школе
  • Новый уровень самосознания.

учителя-предметники

педагог-психолог

классные руководители

 

5. Работа педагогического коллектива школы с учащимися по повышению качества образования

Проблема и ее причина

Мероприятия по повышению качества обучения

Прогнозируемый результат

1. Наличие учащихся, переведенных условно.

1. На основе анализа результатов работы за предыдущий год составление плана работы с неуспевающими учащимися, составление индивидуальных маршрутов обучения для учащихся «группы риска».

2. Выявление учащихся, обладающих низкими способностями освоения ООП.

1. Устранение неуспеваемости.

2. Повышение качества знаний учащихся.

2. Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в школе

 

 

Проблема преемственности при переходе на 2-й уровень обучения

1. Проведение родительских собраний, знакомство родителей с итогами аттестации за предыдущий год и с проблемами при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.

2. Знакомство классных руководителей с новыми учащимися, составление социальных паспортов, выяснение индивидуальных способностей и потребностей каждого ученика.

3. Проведение входного контроля предметных результатов и на основе полученных данных организация повторения проблемных тем курса.

4. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков.

5. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения.

1. Активизация мотивации обучения.

2. Знакомство учащихся с нормами и правилами проведения ГИА.

3. Адаптация учащихся к учебному труду.

4. Повышение мотивации к обучению. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся.

5. Рациональная организация повторения изученного материала. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, повышение качества знаний.

6. Повышение имиджа школы.

7. Повышение качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег.

8. Быстрое и безболезненное адаптация к новым предметам.

3. Возникновение пробелов в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся, снижение учебной мотивации.

 

 

1. Анализ результатов текущего контроля.

2. Консультации по запросам учащихся и родителей.

3. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, внешкольных семинаров и круглых столов.

4. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ.

1. Развитие у учащихся метапредметных знаний.

2. Организация работы по восполнению знаний учащихся.

3. Повышение качества преподавания.

4. Разработка программы подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

5. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в ГИА.

4. Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией за триместр, полугодие.

Наличие отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости.

1.Организация дополнительных занятий с учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а так же со слабоуспевающими.

2. Анализ итогов триместра (полугодия).

3. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ.

4. Ознакомление родителей с итогами успеваемости учащихся за триместр (полугодие).

1. Сокращение числа учащихся окончивших триместр (полугодие) с одной «3» или «4».

2. Возрастание престижа знаний в детском коллективе.

3. Развитие коммуникативных навыков и навыков презентовать себя.

4. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей.

5. Повышение качества преподавания (обмен опытом, работа в творческих группах).

5. Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия.

1. Оперативная связь с родителями посредством контроля заэлектронными анкетами, индивидуальная работа с родителями.

2. Создание групп «взаимопомощи» среди учащихся для помощи слабоуспевающим.

3. Консультирование учащихся выпускных классов по вопросам ОГЭ и ЕГЭ.

4. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых столов по вопросам подготовки к ВПР, ЕГЭ, ОГЭ.

5. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

6. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ.

1. Повышение мотивации учения у слабоуспевающих.

2. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей.

3. Выяснение причин пробелов в знаниях у учащихся и ликвидация данных пробелов.

4. Повышение качества подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

5. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

6. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации

6. Недостаточное внимание к учащимся, с высокой мотивацией (одарённые дети)

 

Снижение престижа активной познавательной деятельности

 

1. Консультирование по вопросам ВПР,  ОГЭ и ЕГЭ.

2. Проведение предметных недель.

3. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых .

4. Проведение репетиционных экзаменов на разных уровнях по разным предметам учебного плана.

5. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков.

6. Работа методических объединений, проблемных и творческих групп.

1. Возрастание престижа знаний в коллективе учащихся. Увеличение числа мотивированных учащихся (либо сохранение их числа постоянным).

2. Создание максимальной ситуации успеха. Повышение качества знаний.

3. Повышение качества подготовки к ВПР, ЕГЭ, ОГЭ.

4. Совершенствование коммуникативных и презентативных навыков. Повышение качества знаний по отдельным предметам и развитие метапредметных знаний.

5. Повышение качества преподавания учителей через ознакомление с педагогическим опытом своих коллег.

7. Повышение качества уроков.

7. Наличие учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок.

 

 

1. Анализ объема домашних заданий.

2. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

3. Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. Проведение репетиционных и тренировочных экзаменов по плану по разным предметам учебного плана.

4. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков.

5. Анализ результатов диагностических работ.

1. Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся.

2. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации.

3. Повышение качества знаний.

4. Корректировка программы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

8. Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год.

 

1. Организация текущего повторения материала, пройденного за год

2. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.

3. Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ.

1. Актуализация материала тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала.

2. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в ГИА.

3. Повышение качества знаний.

9. Низкое качество результатов ГИА

1. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ (в том числе психологическая).

2. Анализ результатов ГИА.

1. Повышение успеваемости и качества ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ.

2. Совершенствование программы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

17.06.2021  |  Просмотров: 8
Программа помощи педагогам имеющим профессиональные затруднения

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I.

Паспорт программы  «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

 

3-4

II.

Пояснительная записка

 

5-9

2.1.

Введение

5-6

2.2.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

 

6-9

III.

Основная часть

 

9-13

3.1.

Цель и задачи  программы

9

3.2.

Принципы обеспечения мониторинга

9-10

3.3.

Функции программы мониторинга профессиональных затруднений педагога

10

3.4.

Условия реализации системы мониторинга профессиональных затруднений педагога

10-11

3.5.

Этапы мониторинга профессиональных затруднений педагога

11-12

3.6.

Методы сбора и обработки информации

12

3.7.

Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагога

 

12-13

IV.

Возможные риски и пути их преодоления

 

13-14

V.

План действий по реализации программы.

Механизм мониторинга профессиональных затруднений педагогов

 

14-21

VI.

 Приложения:

 

 

Критерии, показатели и индикаторы сформированности профессиональных компетентностей педагога

Комплексная диагностическая методика

«Профессиональные потребности и затруднения педагогов»

 

22-25

 

26-29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

 

Наименование программы

 

Мониторинг профессиональных затруднений педагогов

 

Руководитель программы

Коржавин О.Н. –  директор МКОУ Андрюшинская ООШ

Основные разработчики программы

 Кушнерова И.М. – заместитель директора по УВР

 

Цели программы

Общая цель: повышение качества образования в МКОУ Андрюшинская ООШ

Конкретная цель: создание и внедрение системы мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающей реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации,

информация о конкретных изменениях, происходящих в процессе профессионально-личностного  роста педагогов.

Задачи Программы

 

 

 

 

 

  • целенаправленное отслеживание профессионального становления педагогов на основе анализа и коррекции профессиональной деятельности;
  • формирование механизмов выявления профессиональных затруднений и оказания адресной помощи педагогам МКОУ «Андрюшинская ООШ»;
  • определение структуры характерных затруднений, тормозящих развитие педагогического мастерства;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования и оценка эффективности и полноты реализации методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.

 

Сроки и этапы реализации Программы

2020–2023 годы.

Первый этап (2020г.) - подготовительный, сбор и накопление информации.

Задачи:

1.Организовать и осуществить первичный сбор информации  о профессиональных затруднениях педагогов.

2.Осуществить анализ уровней профессиональных затруднений педагогов.

Второй этап (2021-2022г.) - организационно – деятельностный.

Задачи:

 1.Спланировать методическую поддержку педагогов с учетом затруднений, выявленных в процессе мониторинговых исследований.

 2.Организовать работу с педагогами, направленную на ликвидацию профессиональных затруднений.

Третий этап (2023 г.) -итогово-аналитический.

Задачи:

1.Определить эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях ликвидации профессиональных затруднений педагогов.

Целевые индикаторы

  • увеличение доли педагогов, использующих современные образовательные технологии, участвующих в разработке различных проектов и программ;
  • положительная динамика педагогов дополнительного образования, участвующих в конкурсах разного уровня;
  • увеличение количества педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов.

Ожидаемые

конечные результаты

реализации Программы

  • обеспечение роста профессионального мастерства педагогических работников МКОУ Андрюшинская ООШ;
  • повышение квалификации педагогов дополнительного образования через дистанционные курсы;
  • увеличение числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

2.1. Введение. Сущностная характеристика развития мониторинга

 

В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности педагога. От его духовности, социальной позиции, компетентности зависит успех модернизации образования.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность».

Данная Программа исходит из того, что «профессиональная компетентность педагога, то есть качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, понимается как некая совокупность профессиональных компетенций,каждая из которых проявляется в практической педагогической деятельности в виде умения решать конкретные профессионально значимые задачи.

Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагогаПрофессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога. Они поддаются наблюдению и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний и умений.

Задача педагога-психолога, методиста, обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.

Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» применительно к образованию характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях коррекции образовательного процесса и создания для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза, т.е., это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату.

В данном определении можно выделить три ключевых аспекта:

  • это система сбора, обработки, хранения и распространения информации;
  • информационное обеспечение управления образовательным процессом;
  • данные мониторинга позволяют выносить обоснование суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

При создании системы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов»  надо получить ответ на вопросы: что есть объект мониторинга; на какие цели и задачи по отношению к педагогу направлена  управленческая деятельность; каковы инструментальные требования (по надежности, периодичности измерения и скорости обработки, обратной связи и т.п.) к системе измерителей, на основе которых будет построена система мониторинга.

Получаемая информация с указанными качественными характеристиками дает возможность при осуществлении управленческих функций решать ряд задач:

  • выявлять реальное состояние образовательной системы МКОУ «Андрюшинская ООШ»;
  • анализировать изменения, происшедшие в образовательной системе МКОУ «Андрюшинская ООШ»;
  • выявлять потенциальные возможности дальнейшего развития образовательной системы МКОУ «Андрюшинская ООШ»;
  • определять эффективность влияния образовательной системы на самореализацию педагога и других участников образовательного процесса.

 

2.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Способность педагога к анализу своей профессиональной деятельности, как и труда коллег — важнейший и своеобразный инструмент преодоления трудностей, стимул к самосовершенствованию. Значение этого качества возрастает в связи с тем, что сегодня происходит решительный переход к методической работе на основе образовательных запросов педагогов.

Но очень часто руководители встречаются с такой ситуацией, когда педагог не может определить свои ограничения и трудности в учебно-воспитательном пространстве, не может сформулировать характер затруднений. А ведь именно в профессиональной деятельности педагога важным аспектом является формирование умения анализировать собственную деятельность.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня мониторинг как вид деятельности находится на этапе становления. Самая большая проблема при этом связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований, практически нет научно обоснованных методик и средств, предназначенных для стандартизированного многократного систематического использования в целях определения качества деятельности и проблем  трудностей  педагога.

Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому важной и актуальной стала проблема мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов».

Новизной данной программы мониторинга является тот факт, что при разработке учитывались следующие аспекты:

  • Содержание информации. Программа мониторинга нацелена на выявление и отслеживание затруднений и проблем педагогов в учебно -  воспитательном процессе. В содержании мониторинга ведущее место отведено становлению профессионализма педагогов. При положительной динамике исследуемых педагогов, возможно судить о качестве деятельности МКОУ «Андрюшинская ООШ», и позитивно влияющей на развитие профессионализма педагога программы мониторинга.
  • Качество мониторинга. В программе мониторинга структурированы объекты изучения, методики, диагностический инструментарий.
  • Использование педагогической информации. К основным качественным показателям информации можно отнести следующие: объективность, точность, достаточность, систематизация, оптимальность обобщения, оперативность.

Значимость программы мониторинга заключается в том, что разработан инструментарий, включающий анкеты, диагностические методики, опросники, тесты, комплектом соответствующих рекомендаций и инструкций.

Анализ деятельности педагогов МКОУ «Андрюшинская ООШ» показал, что наиболее значимыми для развития профессионального мастерства педагогов стали такие проблемы, как:

  • системное выявление, изучение запросов педагогических работников на оказание методической помощи по совершенствованию педагогической деятельности;
  • своевременная корректировка  по устранению выявленных недостатков;
  • оказание оперативной помощи педагогическим работникам;
  • осуществление информационной поддержки

 

В ходе исследования проблемы был выявлены следующие профессиональные затруднения педагогов:

  • Психолого-дидактические затруднения педагогов при освоении инновационных технологий;
  • Профессиональное выгорание и педагогическая деформация;
  • Преодоление психологического барьера между традиционной и дистанционной формой обучения;
  • Уход от традиционных методик обучения;
  • Компьютерная грамотность;
  • Соответствие уровню требований, предъявляемых к современному  педагогу;
  • Бесконечные мониторинги, постоянная смена  образовательных, рабочих программ, программ деятельности и т.д.

Поэтому при разработке данной программы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов» необходимо учитывать данные диагностического исследования.

Объектами нашего мониторинга являются: результаты диагностики педагогических кадров и организуемая методическая, психологическая, организационная   работа, формулируемая в нормативных документах как «целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога».

Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:

  • определение цели мониторинга и задач;
  • определение объектов мониторинга;
  • отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;
  • сбор информации;
  • активация механизма реагирования на полученную информацию;
  • использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения  и генерации адекватного ее варианта;
  • реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;
  • цикл движения информационного потока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основная часть

3.1. Цели и задачи программы

 

Целью программы является создание механизма выявления профессиональных  затруднений педагога на диагностической основе для определения критериально-оценочного механизма мониторинга, направленного на поддержку и развитие профессионального мастерства.

Задачи программы:

 

  1. Сформировать систему мониторинга эффективной деятельности педагога;
  2. Обеспечить научные подходы к разработке системы мониторинга;
  3. Разработать программу мониторинговых исследований и  направлений поддержки  педагогических работников  школы;
  4. Разработать организационно-технологическую схему функционирования  системы мониторинга на основе непрерывности, целостности и преемственности;
  5. Разработать комплекс показателей и индикаторов мониторинга;
  6. Определить формы, методы, приемы и средства, которые будут использоваться в процессе мониторинга;
  7. Сформировать культуру работы с разнообразной информацией о состоянии трудностей педагогических кадров  и средствами ее получения;
  8. Обеспечить накопление методик сбора, обработки и использования информации о качестве деятельности педагогов;
  9. Осуществить сбор информации о трудностях и проблемах молодых педагогов;
  10. Разработать (на основе полученных данных) рекомендации и предложения для принятия адекватных решений;
  11. Повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности;
  12. Обеспечить информационные потребности различных групп педагогов.

 

3.2. Принципы обеспечения мониторинга

В основу мониторинговых исследований положены следующие принципы:

 

  • непрерывность (целостная, динамически развивающаяся система, в которой происходят структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер);
  • научность (процесс строится по основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями);
  • диагностико-прогностическая.

3.3. Функции программы мониторинга

профессиональных затруднений педагогов

  • аналитическая-  непрерывное наблюдение за состоянием педагога  и  результативностью его деятельности, прояснение сущности происходящих трудностей, событий, процессов, явлений и причин, породивших эти состояния;
  • оценочная- своевременное выявление изменений, происходивших в деятельности педагога, и выработка норм, на основе которых определяется состояние;
  • проектировочная– оказание помощи в осуществлении инновационных процессов;
  • развивающая выявление проблем, которые помогут предупредить негативные тенденции в деятельности педагога, прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества;
  • консультационная – осуществление консультативной помощи педагогам;
  • рефлексивная – оказание помощи педагогам в осмыслении своей             деятельности и перспектив ее развития;
  • обратной связи позволяет анализировать достижения целей, выяснить причины неудач;
  • педагогической коррекциикоторая позволяет определять предложения по исправлению педагогической деятельности;
  • мотивации и стимулированиякоторая позволяет применять внешние стимулы оценки труда педагогических работников;
  • контроля,  которая позволяет осуществлять необходимые виды контроля за образовательным процессом и деятельностью всех субъектов образовательного процесса, так как мониторинг содержит информацию об их состоянии.

 

3.4. Условия реализации системы мониторинга
профессиональных затруднений педагогов

 

Условиями успешной реализации  мониторинга являются:

1. Наличие кадрового ресурса, способного работать с информацией (в том числе и с использованием  диагностических методик и новых технологий).

2. Наличие единых  критериев и  программно-диагностического комплекса.

3. Наличие нормативно-правовой базы.

В соответствии с главной целью программы, чтобы сформировать систему мониторинга затруднений педагогов, необходимо учитывать следующие положения:

  • процесс проектирования эффективности методической деятельности УДО, а это предполагает точность и перспективность исполнения задуманного целеполагания;
  • главные требования к мониторинговой деятельности;
  • научно определяющие  целеполагание и технологию мониторинга, а это включает: анализ проблем и трудностей педагогов, всесторонняя диагностика проблем, четкое определение их источников и характера; поиск и разработка вариантов и решений рассматриваемых проблем с учетом  имеющихся ресурсов; оценка возможных последствий каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения, т.е. приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных привести к желаемым изменениям; разработка организационных форм внедрения проектируемой деятельности в практику и условий ее эффективной реализации.

Мониторинг профессиональных затруднений

педагогов осуществляется по следующей схеме:

  • Диагностика
  • Результат
  • Корректировка
  • Прогнозирование

 

3.5. Этапы мониторингапрофессиональных затруднений педагогов:

1-й этап:Установочный.

Алгоритм действий:

-определение целей и задач мониторинга;

-определение основных показателей и критериев;

-выбор методов диагностики.

2-й этап: Диагностико –аналитический.

 Алгоритм действий:

-сбор информации;

-количественная и качественная обработка данных;

-постановка педагогического диагноза;

-сравнение результатов, полученных при обработке;

-установление и анализ причинно-следственных зависимостей.

3-й этап: Прогностический.

 Алгоритм действий:

-прогнозирование дальнейших результатов и возможностей

развития;

- планирование устранения трудностей педагогов .

4-й этап:  Деятельностный.

Алгоритм действий:

- организация работы по реализации планов в целях осуществления

коррекции образовательного процесса и деятельности педагогов;

- устранение выявленных профессиональных затруднений.

5-й этап: Промежуточно-диагностический, (уточняющий)

Алгоритм действий:

-сопоставление имеющихся результатов с нормативными

показателями;

-установление причин затруднений на основе логического анализа;

-разработка стратегии коррекционно-развивающей работы.

6-й этап: Итогово-диагностический (завершающий)

Алгоритм действий:

-оценка состояния деятельности педагога  в ходе  мониторинга;

-сопоставление полученных результатов с первоначальными;

-установление соответствия избранных целей и задач мониторинга;

-определение эффективности проведенной работы  с педагогом

 

3.6.  Методы сбора и обработки информации:

опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.

3.7. Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:

1. Содержание образования.

2. Качественный состав педагогических кадров:

3. Уровень сформированности профессиональной компетентности:

4. Эффективность работы педагога  по плану самообразования

5. Результаты аттестации педагогов.

6. Эффективность деятельности педагога.

7. Самообобщение опыта педагога и обобщение опыта работы на различных уровнях: районном, областном.

8. Сформированность нормативно-правовой базы.

9. Используемые педагогические технологии.

10. Уровень владения информационными технологиями.

11.Инновационная деятельность и экспериментальная деятельность педагога.

12. Учебно-материальная база.

 

Предполагаемый результат. Критерии и показатели эффективности     

Результатом реализации мониторинга затруднений педагогов будет выстроена целостная многоуровневая система мониторинга и статистики, обеспечивающая объективное информационное отражение состояния трудностей педагогических кадров в МКОУ Андрюшинская ООШ, аналитическое обобщение результатов деятельности и на основе данных, разработку прогноза и обеспечения развития и коррекции. Проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов позволит: получить оперативную и достоверную информацию по деятельности педагога МКОУ Андрюшинская ООШ и его профессиональных  проблемах и трудностях;позволит отразить состояние проблем и трудностей  педагога в образовательном процессе, аналитически обобщить результаты диагностики, на основе которых  спланировать прогноз развития и коррекции педагогической деятельности;

Результат мониторинга профессиональных затруднений педагогов предполагает:

  • Сбор, накопление и обработка фактического материала о реальном состоянии образовательного процесса в МКОУ «Андрюшинская ООШ».
  • Непрерывное наблюдение за состоянием методической работы и  ее влиянием на повышение качества образования.
  • Своевременное выявление затруднений дидактического и методического характера, изменений, происходящих в образовательной среде, и факторов, вызывающих их.
  • Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
  • Прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ».
  • Выявление, изучение, обобщение и распространение положительного опыта педагогов.

 

4. Возможные риски и пути их преодоления

 

Возможные риски:

Пути преодоления

1) Несовершенство инструментария определения компетентности педагога (диагностических методик, процедур).

1)Привлечение к разработке инструментария работников вузов,  своевременность принятия на всех уровнях управленческих решений, внесение оправданных корректировок в диагностических картах и процедурах проведения мониторинга.

2) Недостаточная квалификация кадров по проведению мониторинга и ограниченные возможности по их подготовке.

2)Организация обучения кадров по  проблеме организации и проведения мониторинговых исследований.

3)Недостаточный уровень квалификации методистов для реализации дифференцированной модели непрерывного повышения квалификации педагогов

3)Организация постоянно действующего семинара по проблемам организации дифференцированной модели непрерывного повышения квалификации педагогов;

-организация тематической курсовой переподготовки.

 

 

5. План действий по реализации программы

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

 

Сроки

Мероприятия/направления

Ответственные

Управленческие решения

Iэтап (организационно - подготовительный)

Нормативно-правовое  и организационно-методическое обеспечение:

 

1.Разрабока локальных актов, необходимых для реализации программы:

- Положение о мониторинге профессиональных затруднений педагогов;

- Циклограмма мониторинга

директор школы

Утвердить на заседании Методического совета.

 

2.Подбор и разработка диагностического инструментария

директор школы

Утвердить на Методического совета.

 

3.Создание компьютерной информационной базы мониторинга

директор школы

Приказ

 

4.Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров.

директор школы

Протоколы и методические рекомендации

 

5.Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров

директор школы

Протоколы и методические рекомендации

II-этап (практический)

Апробация механизмов и инструментария мониторинга профессиональных затруднений педагогов:

 

1.Запуск циклограммы мониторинга

заместитель директора поУВР

Приказ по реализации программы мониторинга

 

2.Апробация диагностических карт, анализ промежуточных результатов по их реализации

заместитель директора поУВР

Первичные итоги рассматривать МО

 

3.Корректировка плана работы МКОУ «Андрюшинская ООШ» по итогам анализа результатов реализации программы

заместитель директора поУВР

План работы

 

4.Обсуждение хода и данных мониторинга на административном совещании

заместитель директора поУВР

Совершенствование системы мониторинга.

 

5.Анализ работы по программе

заместитель директора поУВР

Аналитическая справка

 

6. Разработка схемы «листа индивидуального образовательного маршрута»

заместитель директора поУВР

Утверждение на Методическом совете

 

7.Разработка индивидуализированной Модели повышения квалификации педагогических кадров

заместитель директора поУВР

Утверждение на Методическом совете

 

8. Разработка в помощь педагогам  научно-методических материалов по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения.

заместитель директора поУВР

Утверждение на Методическом совете

11.11.2020  |  Просмотров: 7
|
Просмотров: 28
Наверх страницы