Библиотека
Расписание библиотеки на 2022 - 2023 учебный год
План работы библиотеки на 2022 - 2023 учебный год
«Утверждаю»
Дирекор МКОУ
«Андрюшинская ООШ»
Коржавин О.Н.________________
План работы школьной библиотеки
на 2019-2020 учебный год
Задачи школьной библиотеки:
1. Обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.
2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, содействие в социализации обучающихся, развитии их творческого потенциала.
3. Формирование и развитие навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
Цели школьной библиотеки:
- Создание условий для успешной социализации школьников в современном информационном обществе;
- Удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании;
- Интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение;
- Обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей;
- Создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями;
- Обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной для него форме.
Работа осуществляется соответственно международным, федеральным, региональным законом, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, решением органов управления образования, Уставом МКОУ «Андрюшинская ООШ», Положением о библиотеке.
Основные направления в работе библиотеки:
- Содействовать воспитанию развитой личности. Совершенствовать формы и методы работы с читателями.
- Оперативно и качественно комплектовать фонды библиотеки, учитывая тему школы, библиотеки.
- Улучшить информационно – библиографическое обслуживание читателей путем проведения дней информации.
- Прививать школьникам потребность в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей успешного усвоения программ.
- Проводить работу по сохранению учебного и художественного фонда. Работать над созданием не бюджетного фонда библиотеки.
- Внедрять информационные технологии в систему обслуживания читателей.
- Проводить работу соответственно школьному учебно – воспитательному процессу по следующим направлениям:
- гражданско – патриотическому
- правовому и нравственному
- художественно – эстетическому
- экологическому
- физкультурно – оздоровительному
- работа с родителями и создание родительского формуляра
- краеведческая работа
Мероприятия по месяцам
Сентябрь
- Библиотечный урок «В этом таинственном лесу»
- Беседа : «Самая дружная семья» 5 класс
- Литературный час, посвященный 125- летию со дня рождения А.И.Цветаевой.
Октябрь
- Путешествие в « Страну – Читалию». Знакомство 1 класса со школьной библиотекой.
- День памяти жертв политических репрессий. Беседа: «Что такое мужество, героизм».
Ноябрь
- «Зловещая тень над миром»- урок о спиде. (7 – 9 классы)
- Библиотечный урок «Откуда пришла книга». 3 -4 класс
Декабрь
- Краеведческая викторина: «Люби и знай родной свой край».6-7 класс.
Январь
- Библиотечный урок «Байкал – это праздник, который всегда с тобой». Игра – викторина «Нептун»
- Литературный час, посвященный 225 летию со дня рождения А.С.Грибоедова, поэта (1795- 1829)
Февраль
- Мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества «Курс молодого бойца». 8- 9 класс.
- Книжная выставка: «Аты – баты шли солдаты…» к 23 февраля.
Март
- Библиотечный урок, посвященный Междунородному женскому дню 8 марта «Самая прекрасная из женщин»
- Библиотечный урок « Мои четвероногие друзья». 3-4 клаас.
Апрель
- Библиотечный урок, посвященный Дню детской книги.
- Литературный час, посвященный 125- летию со дня рождения В.А. Рождественского, ПОЭТА ( 1895- 1977)
- «Он был первым» День космонавтики. 6-9 класс.
Май
- Праздничное мероприятие, посвященное Дню победы.(помощь в подготовке)
- Конкурс стихов о войне.2-5 класс.
Работа с учебным фондом
1. Прием и техническая обработка поступивших учебников: (по мере поступления)
- оформление накладных;
- запись в книгу суммарного учета;
- штемпелевание;
- оформление карточек;
2. Участие в инвентаризации учебного фонда, списание устаревших и ветхих учебников по установленным правилам и нормам – в течение года
3. Осуществление сбора заказов на учебники федерального комплекта, согласование, координация заказов с руководителями методических объединений, с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, сдача сводного заказа по школе.
4. Подведение итогов движения учебного фонда, анализ и определение потребности в учебниках к новому учебному году.
5. Распределение учебников по классам по согласованию с учителями предметниками и заместителем директора по учебно-воспитательной работе – сентябрь
6. Выдача и прием учебников по классам через учителей-предметников и классных руководителей – сентябрь, май
6. Установление связи с другими библиотеками с целью обмена учебниками – в течение года
Повышение квалификации
1. Работа по самообразованию - постоянно
- посещение семинаров, индивидуальных консультаций;
- освоение информации из профессиональных изданий;
- использование опыта лучших школьных библиотекарей
2. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий – постоянно
3. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий - постоянно
- компьютеризация библиотеки;
- использование электронных носителей
МКОУ «Андрюшинская ООШ»
Анализ работы школьной библиотеки
за 2017 – 2018 учебный год.
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
- Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- Формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Школьная библиотека прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течении всего учебного периода.
Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.
Общий фонд библиотеки – 6886 экз.
Из них:
художественная литература – 4062 экз.;
по отрослям знаний – 392 экз,
электронных носителей- 310
учебная литература - 2824 экз.
посещаемость – 503
книговыдача - 1793
В этом учебном году библиотечный фонд пополнился новой учебной литературой.
Фонд художественной литературынаходится в открытом доступе читателей:
• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 - 8 классы);
• старшего школьного возраста (9 класс);
• педагогической и методической литературой для педагогических работников;
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена по возрастным группам (1-4 классы; 5-8 классы, 9 классы) в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.
Фонд учебниковрасположен на отдельном стилаже. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию.По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.
В нашей школе на следующий учебный год 100% обеспеченность учебниками.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Родительским комитетом систематически проводились рейды по сохранности учебников.
В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам.
Содержание и организация работы с читателями.
В конце года был проведен анализ читательской активности учащихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы.
В 2017-2018 учебном году средние показатели читательской активности значительно не увеличились. Активными читателями по – прежнему остаются учащиеся начальных классов.
На конец учебного года прошли перерегистрацию 220 читателя.
Во 2-х и 9-х классах возросла книговыдача художественной программной литературы. Особенно активно читают ученики 1-х , 2-х, 3-х, классов,4 классов, в среднем звене это ученики,5, 6, 7, классов. Из старшеклассников выделяется 8-9-е классы. Учителя русского языка и литературы постоянно задает такие задания, которые можно выполнить, просмотрев массу литературы, в том числе не одну энциклопедию. Старшеклассники берут не только программные произведения, но и много литературы по истории, критического материала, книги современных авторов. Знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых классов традиционно происходит в сентябре. А в конце декабря для первоклассников проходит торжественная запись, первый библиотечный урок «Первые уроки чтения, первые уроки доброты». Учащиеся знакомятся с понятием “библиотека”, “библиотекарь”, “книжный фонд”, “читальный зал”. Этот урок проходит интересно, познавательно со стихами, загадками. Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя. В начале 2016года школьную библиотеку посетили дети детского сада.
Учителя же интересуются методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями. Они регулярно обращаются в библиотеку за материалом для проведения классных часов и воспитательных мероприятий различной тематики: День матери, Новый год, о правильном питании, здоровом образе жизни и т.д.
Большая работа проводилась среди учащихся в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. В течение этого учебного года было проведено 5 библиотечных обзоров и уроков для читателей различных возрастных групп (1, 2, 6-ые классы). На этих мероприятиях ребята познакомились с новинками периодических изданий, предназначенными для их возраста, узнали о справочном аппарате энциклопедий.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря.Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины.
Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, утренники, викторины, праздники.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
За 2016 -2017 учебный год были проведены мероприятия.
№№ |
Мероприятия |
Всего |
1 |
Беседы |
5 |
2 |
Библиографические уроки и обзоры |
6 |
3 |
Книжно-иллюстративные выставки |
4 |
4 |
Литературные и познавательные часы |
8 |
5 |
Другие мероприятия |
10 |
Взаимодействие с другими службами и другими организациями
Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с сельской библиотекой. Начальные классы регулярно в течение года коллективно посещают эту библиотеку, участвуют в мероприятиях: диспутах, викторинах, тематических часах. Библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.Школьная библиотека прививала у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам.
Библиотека развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. Библиотека пропагандировала чтение, а так же ресурсы и службы школьных библиотек как внутри школы, так и за её пределами. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати.
Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.
Общие выводы и предложения:
1.Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
2.Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
3.Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.
4.Активизировать читательскую активность в среднем и старшем звене.
5.Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
Библиотекарь школы: Кузнецова Е.П.