Учителям
МУНИЦИПАЛЬННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
АНДРЮШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с. АНДРЮШИНО КУЙТУНСКИЙ РАЙОН
Рассмотренно: Педагогический совет Протокол № 1 от 11 августа 2020 года |
Утверждено: Директор школы МКОУ «Андрюшинская ОО» О.Н.Коржавин_________________________ Приказ № 56 от 31 августа 2020 года |
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
на 2020-2023 уч.год
Программу разработали: руководитель РМО Лихушко С.В.
руководитель РМО Велисевич Е.В.
заместитель директора по УВР Кушнерова И.М.
Паспорт программы
Наименование программы |
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА 2020-2023 ГОД |
Разработчик программы |
Администрация МКОУ «Андрюшинская ООШ» |
Основные исполнители программы |
Совет школы, администрация школы, педагогический коллектив |
Цель |
Создание благоприятных социально – педагогических условий, способствующих повышению качества образования. |
Задачи |
1. Анализ состояния организации и управления мониторингом качества образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ». 2. Изучение опыта и достижений науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в МКОУ «Андрюшинская ООШ». 3. Осуществление отбора, адаптации и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ». 4. Подготовка нормативно-методических документов для обеспечения мониторинга качества образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ». 5. Создание условий для расширения возможностей доступа учащихся к современным средствам обучения и образовательным ресурсам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования. 6. Активизация работы по организации повышения мастерства учителя через систему работы ШМО, РМО, тем самообразования, курсовой подготовки и т.д. 7. Более эффективная организация работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися. |
Предполагаемый результат |
1. Создание действенной внутренней системы оценки качества образования. 2.Разработка инструментария для внутреннего мониторинга оценки качества образования, механизма его использования. 3. Реализация программы повышения профессионального уровня педагогических работников, включающая в себя курсовую, внекурсовую подготовку педагогов, а также участие в работе методических объединений. 5. Снижение доли учащихся, не освоивших основные образовательные программы и показавших образовательный результат ниже возможного. 6. Повышение качества образования. 7. Повышение среднего балла ЕГЭ и ОГЭ. |
Перечень основных направлений программы
|
1.Развитие системы управления качеством образования. 2.Развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики образовательной деятельности и его результатов. 3.Освоение новых педагогических технологий, повышение качества преподавания. 4.Повышение квалификации педагогов. 5.Повышение учебной мотивации учащихся. 6.Развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в 3 этапа, в период с 2020 по 2023 год: 1.Подготовительный этап (май 2020 г.-август 2020г.) 2.Практический этап (этап внедрения)(сентябрь2020 г.–июнь 2022 г.) 3. Этап обобщения и коррекции (сентябрь 2022г. – июнь 2023 г.) |
Управление реализацией Программы |
Непосредственное управление реализацией Программы осуществляется директором школы. Работа по направлениям Программы закрепляется за заместителями директора школы. Корректировка программы производится Педагогическим советом. |
Содержание программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
Основания для разработки программы |
В условиях проведенного в МКОУ «Андрюшинская ООШ» анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены проблемы: |
Проблемы |
|
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса обучения и воспитания, объединенные в приоритетах:
- личность участников образовательной деятельности (учителя, ученика, родителя), её самооценка, развитие;
- гуманизм как основа образовательной деятельности, определяющего место человека в обществе.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные базовые показатели используемые в системе оценки качества образования, системные показатели организации образовательнойдеятельности, функционирования и развития школы:
- Потенциал учащихся.
- Семейное благополучие.
- Потенциал педагога.
- Успешность управления.
- Материальная обеспеченность школы.
- Социально-бытовая комфортность школы.
- Благоприятность социокультурной среды школы.
- Стабильность функционирования школы.
- Динамика развития школы.
2. Организация и контроль выполнения Программы
2.1.Координируя и контролируя выполнение Программы, совет школы:
- анализирует ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносит предложения на педагогический совет по его корректировке;
- осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
- осуществляет контроль выполнения Программы в соответствии с планом деятельности.
2.2. Материально-техническая база
Для развития материально-технической базы предполагается:
- дальнейшее обновление учебно-материальной базы (учебно-лабораторного оборудования, компьютерной и технологической базы).
2.3.Ожидаемые результаты:
- Создание системы психолого-педагогической диагностики развития учащихся и контроля за повышением качества образования.
- Создание дидактико-методической системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся.
- Создание комплекта документов по диагностике и развитию личности учащегося, его возможностей и способностей.
2.4. Этапы реализации Программы:
1-й этап–май-август 2020 г. – разработка программы:
- создание условий, формирование системы, обеспечивающей развитие учебного потенциала учащихся;
- освоение и внедрение в работу технологий по достижению максимально возможных образовательных результатов учащихся;
- работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей учащихся, и их развитию;
- создание банка данных по данной проблеме;
- работа по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов;
- анализ деятельности по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.
2-й этап –2021/2022 учебный год – практический этап;
3-й этап – 2022 -2023 учебный год – этап обобщения и коррекции.
3. План реализации Программы
Этапы программы |
Компоненты совместной деятельности |
Содержательная характеристика компонентов деятельности |
1 этап |
1.Разработка Программы повышения качества образования. |
1. Анализ социального заказа школы (анкетирование родителей, учащихся). 2. Постановка целей и их конкретизация. 3.Разработка мероприятий по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов. |
2. Создание условий необходимых для разработки и освоения Программы. |
1. Овладение методами изучения личности ребенка, выявление потенциала учащихся. 2. Кадровое обеспечение реализации программы. 3. Разработка необходимого учебно-методического комплекса. |
|
2 этап
|
1. Работа по получению сводных диагностических данных по школе, в том числе по изучению личности ребенка, выявлению интеллектуального потенциала и способностей учащихся, качества системы управления, проблем педагогического коллектива. |
1. Выявление способностей учащихся. 2.Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей учащихся. 3. Диагностика профессиональных затруднений педагогов. 4.Формирование системы управления качеством образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ». |
2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся всех возрастных групп, повышение качества обучения и образования. |
1.Разработка программ коррекции индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. 2.Повышение квалификации педагогов. 3.Совершенствование работы методической службы школы. 4.Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов. 5.Создание программ исследовательской деятельности, предусматривающих групповые и индивидуальные занятия. 5.Привлечение родительской общественности. 6.Создание банка данных по вопросам оценки качества образования. |
|
3 этап |
1. Анализ деятельности по реализации целей и задач Программы, оценка ее результативности, оформление результатов. |
1. Обработка всех данных, сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы. 2. Корректировка, обработка Программы в соответствии с полученными результатами. 3. Подведение итогов на педагогическом совете и совете школы. 4. Обобщение и описание хода и результатов, полученных в ходе реализации Программы. 5. Отчет по реализации Программы. |
4.План программных мероприятий
№ п/п |
Направление деятельности |
Цели, задачи |
Ожидаемый результат |
Ответст-венные |
1. |
Проведение мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования: - образовательных результатов учащихся; -уровня профессионализма педагогов; -системы управления качеством образования. |
Для заместителей директора по УВР: 1. Обеспечить возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по предметам на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам по классам, по лицею и в динамике за несколько лет, повышение уровня обученности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем. 2. Отследить уровень качественной успеваемости по предметам, результатов государственной итоговой аттестации, успешности внеурочной деятельности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний. 3. Определить типологию профессиональных проблем учителей и на этой основе организовать их психолого-педагогическое сопровождение (методическую помощь). Для учителей-предметников: 1. Выявить уровень усвоения темы, раздела, учебного предмета и рассмотреть динамику его усвоения от уровня к уровню. 2. Определить типичные ошибки в освоении предметных результатов и проследить влияние данных ошибок на результативность обучения на последующих уровнях. 3. Определить значимые психолого-педагогические факторы, влияющие на уровень обученности учащихся. |
В результате своевременного выявления пробелов в освоении предметных результатов учащихся, профессиональных затруднений по данной проблеме у учителей предупреждение дальнейших негативных тенденций в образовательной деятельности. |
Зам.директора по УВР учителя-предметники |
2. |
Создание системы управления качеством образования |
|
Создана инструментальная модель внутришкольной системы управления качеством образования, способствующая инновационному развитию образовательной среды лицея, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства Повышение эффективности и результативности управленческой деятельности Повышение качества образования |
Администрация школы |
3. |
Работа с кадрами по развитию и совершенствованию педагогического мастерства
|
|
|
Замдиректора по УВР Руководители ШМО |
4. |
Повышение учебной мотивации учащихся |
|
|
учителя-предметники педагог-психолог классные руководители |
5. Работа педагогического коллектива школы с учащимися по повышению качества образования
Проблема и ее причина |
Мероприятия по повышению качества обучения |
Прогнозируемый результат |
1. Наличие учащихся, переведенных условно. |
1. На основе анализа результатов работы за предыдущий год составление плана работы с неуспевающими учащимися, составление индивидуальных маршрутов обучения для учащихся «группы риска». 2. Выявление учащихся, обладающих низкими способностями освоения ООП. |
1. Устранение неуспеваемости. 2. Повышение качества знаний учащихся. |
2. Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в школе
Проблема преемственности при переходе на 2-й уровень обучения |
1. Проведение родительских собраний, знакомство родителей с итогами аттестации за предыдущий год и с проблемами при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. 2. Знакомство классных руководителей с новыми учащимися, составление социальных паспортов, выяснение индивидуальных способностей и потребностей каждого ученика. 3. Проведение входного контроля предметных результатов и на основе полученных данных организация повторения проблемных тем курса. 4. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 5. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения. |
1. Активизация мотивации обучения. 2. Знакомство учащихся с нормами и правилами проведения ГИА. 3. Адаптация учащихся к учебному труду. 4. Повышение мотивации к обучению. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся. 5. Рациональная организация повторения изученного материала. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, повышение качества знаний. 6. Повышение имиджа школы. 7. Повышение качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег. 8. Быстрое и безболезненное адаптация к новым предметам. |
3. Возникновение пробелов в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся, снижение учебной мотивации.
|
1. Анализ результатов текущего контроля. 2. Консультации по запросам учащихся и родителей. 3. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, внешкольных семинаров и круглых столов. 4. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ. |
1. Развитие у учащихся метапредметных знаний. 2. Организация работы по восполнению знаний учащихся. 3. Повышение качества преподавания. 4. Разработка программы подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ. 5. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в ГИА. |
4. Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией за триместр, полугодие. Наличие отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости. |
1.Организация дополнительных занятий с учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а так же со слабоуспевающими. 2. Анализ итогов триместра (полугодия). 3. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ. 4. Ознакомление родителей с итогами успеваемости учащихся за триместр (полугодие). |
1. Сокращение числа учащихся окончивших триместр (полугодие) с одной «3» или «4». 2. Возрастание престижа знаний в детском коллективе. 3. Развитие коммуникативных навыков и навыков презентовать себя. 4. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей. 5. Повышение качества преподавания (обмен опытом, работа в творческих группах). |
5. Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия. |
1. Оперативная связь с родителями посредством контроля заэлектронными анкетами, индивидуальная работа с родителями. 2. Создание групп «взаимопомощи» среди учащихся для помощи слабоуспевающим. 3. Консультирование учащихся выпускных классов по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. 4. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых столов по вопросам подготовки к ВПР, ЕГЭ, ОГЭ. 5. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. 6. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ. |
1. Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. 2. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей. 3. Выяснение причин пробелов в знаниях у учащихся и ликвидация данных пробелов. 4. Повышение качества подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. 5. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. 6. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации |
6. Недостаточное внимание к учащимся, с высокой мотивацией (одарённые дети)
Снижение престижа активной познавательной деятельности
|
1. Консультирование по вопросам ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. 2. Проведение предметных недель. 3. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых . 4. Проведение репетиционных экзаменов на разных уровнях по разным предметам учебного плана. 5. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 6. Работа методических объединений, проблемных и творческих групп. |
1. Возрастание престижа знаний в коллективе учащихся. Увеличение числа мотивированных учащихся (либо сохранение их числа постоянным). 2. Создание максимальной ситуации успеха. Повышение качества знаний. 3. Повышение качества подготовки к ВПР, ЕГЭ, ОГЭ. 4. Совершенствование коммуникативных и презентативных навыков. Повышение качества знаний по отдельным предметам и развитие метапредметных знаний. 5. Повышение качества преподавания учителей через ознакомление с педагогическим опытом своих коллег. 7. Повышение качества уроков. |
7. Наличие учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок.
|
1. Анализ объема домашних заданий. 2. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. 3. Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. Проведение репетиционных и тренировочных экзаменов по плану по разным предметам учебного плана. 4. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 5. Анализ результатов диагностических работ. |
1. Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся. 2. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. 3. Повышение качества знаний. 4. Корректировка программы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. |
8. Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год.
|
1. Организация текущего повторения материала, пройденного за год 2. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ. 3. Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. |
1. Актуализация материала тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала. 2. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в ГИА. 3. Повышение качества знаний. |
9. Низкое качество результатов ГИА |
1. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ (в том числе психологическая). 2. Анализ результатов ГИА. |
1. Повышение успеваемости и качества ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ. 2. Совершенствование программы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. |
СОДЕРЖАНИЕ
I. |
Паспорт программы «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»
|
3-4 |
II. |
Пояснительная записка
|
5-9 |
2.1. |
Введение |
5-6 |
2.2. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
|
6-9 |
III. |
Основная часть
|
9-13 |
3.1. |
Цель и задачи программы |
9 |
3.2. |
Принципы обеспечения мониторинга |
9-10 |
3.3. |
Функции программы мониторинга профессиональных затруднений педагога |
10 |
3.4. |
Условия реализации системы мониторинга профессиональных затруднений педагога |
10-11 |
3.5. |
Этапы мониторинга профессиональных затруднений педагога |
11-12 |
3.6. |
Методы сбора и обработки информации |
12 |
3.7. |
Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагога
|
12-13 |
IV. |
Возможные риски и пути их преодоления
|
13-14 |
V. |
План действий по реализации программы. Механизм мониторинга профессиональных затруднений педагогов
|
14-21 |
VI. |
Приложения: |
|
|
Критерии, показатели и индикаторы сформированности профессиональных компетентностей педагога Комплексная диагностическая методика «Профессиональные потребности и затруднения педагогов»
|
22-25
26-29 |
|
|
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»
Наименование программы
|
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов
|
Руководитель программы |
Коржавин О.Н. – директор МКОУ Андрюшинская ООШ |
Основные разработчики программы |
Кушнерова И.М. – заместитель директора по УВР
|
Цели программы |
Общая цель: повышение качества образования в МКОУ Андрюшинская ООШ Конкретная цель: создание и внедрение системы мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающей реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации, информация о конкретных изменениях, происходящих в процессе профессионально-личностного роста педагогов. |
Задачи Программы
|
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2020–2023 годы. Первый этап (2020г.) - подготовительный, сбор и накопление информации. Задачи: 1.Организовать и осуществить первичный сбор информации о профессиональных затруднениях педагогов. 2.Осуществить анализ уровней профессиональных затруднений педагогов. Второй этап (2021-2022г.) - организационно – деятельностный. Задачи: 1.Спланировать методическую поддержку педагогов с учетом затруднений, выявленных в процессе мониторинговых исследований. 2.Организовать работу с педагогами, направленную на ликвидацию профессиональных затруднений. Третий этап (2023 г.) -итогово-аналитический. Задачи: 1.Определить эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях ликвидации профессиональных затруднений педагогов. |
Целевые индикаторы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Введение. Сущностная характеристика развития мониторинга
В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности педагога. От его духовности, социальной позиции, компетентности зависит успех модернизации образования.
Существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность».
Данная Программа исходит из того, что «профессиональная компетентность педагога, то есть качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, понимается как некая совокупность профессиональных компетенций,каждая из которых проявляется в практической педагогической деятельности в виде умения решать конкретные профессионально значимые задачи.
Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога. Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога. Они поддаются наблюдению и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний и умений.
Задача педагога-психолога, методиста, обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.
Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.
Понятие «мониторинг» применительно к образованию характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях коррекции образовательного процесса и создания для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза, т.е., это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату.
В данном определении можно выделить три ключевых аспекта:
- это система сбора, обработки, хранения и распространения информации;
- информационное обеспечение управления образовательным процессом;
- данные мониторинга позволяют выносить обоснование суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие.
При создании системы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов» надо получить ответ на вопросы: что есть объект мониторинга; на какие цели и задачи по отношению к педагогу направлена управленческая деятельность; каковы инструментальные требования (по надежности, периодичности измерения и скорости обработки, обратной связи и т.п.) к системе измерителей, на основе которых будет построена система мониторинга.
Получаемая информация с указанными качественными характеристиками дает возможность при осуществлении управленческих функций решать ряд задач:
- выявлять реальное состояние образовательной системы МКОУ «Андрюшинская ООШ»;
- анализировать изменения, происшедшие в образовательной системе МКОУ «Андрюшинская ООШ»;
- выявлять потенциальные возможности дальнейшего развития образовательной системы МКОУ «Андрюшинская ООШ»;
- определять эффективность влияния образовательной системы на самореализацию педагога и других участников образовательного процесса.
2.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Способность педагога к анализу своей профессиональной деятельности, как и труда коллег — важнейший и своеобразный инструмент преодоления трудностей, стимул к самосовершенствованию. Значение этого качества возрастает в связи с тем, что сегодня происходит решительный переход к методической работе на основе образовательных запросов педагогов.
Но очень часто руководители встречаются с такой ситуацией, когда педагог не может определить свои ограничения и трудности в учебно-воспитательном пространстве, не может сформулировать характер затруднений. А ведь именно в профессиональной деятельности педагога важным аспектом является формирование умения анализировать собственную деятельность.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня мониторинг как вид деятельности находится на этапе становления. Самая большая проблема при этом связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований, практически нет научно обоснованных методик и средств, предназначенных для стандартизированного многократного систематического использования в целях определения качества деятельности и проблем трудностей педагога.
Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому важной и актуальной стала проблема мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов».
Новизной данной программы мониторинга является тот факт, что при разработке учитывались следующие аспекты:
- Содержание информации. Программа мониторинга нацелена на выявление и отслеживание затруднений и проблем педагогов в учебно - воспитательном процессе. В содержании мониторинга ведущее место отведено становлению профессионализма педагогов. При положительной динамике исследуемых педагогов, возможно судить о качестве деятельности МКОУ «Андрюшинская ООШ», и позитивно влияющей на развитие профессионализма педагога программы мониторинга.
- Качество мониторинга. В программе мониторинга структурированы объекты изучения, методики, диагностический инструментарий.
- Использование педагогической информации. К основным качественным показателям информации можно отнести следующие: объективность, точность, достаточность, систематизация, оптимальность обобщения, оперативность.
Значимость программы мониторинга заключается в том, что разработан инструментарий, включающий анкеты, диагностические методики, опросники, тесты, комплектом соответствующих рекомендаций и инструкций.
Анализ деятельности педагогов МКОУ «Андрюшинская ООШ» показал, что наиболее значимыми для развития профессионального мастерства педагогов стали такие проблемы, как:
- системное выявление, изучение запросов педагогических работников на оказание методической помощи по совершенствованию педагогической деятельности;
- своевременная корректировка по устранению выявленных недостатков;
- оказание оперативной помощи педагогическим работникам;
- осуществление информационной поддержки
В ходе исследования проблемы был выявлены следующие профессиональные затруднения педагогов:
- Психолого-дидактические затруднения педагогов при освоении инновационных технологий;
- Профессиональное выгорание и педагогическая деформация;
- Преодоление психологического барьера между традиционной и дистанционной формой обучения;
- Уход от традиционных методик обучения;
- Компьютерная грамотность;
- Соответствие уровню требований, предъявляемых к современному педагогу;
- Бесконечные мониторинги, постоянная смена образовательных, рабочих программ, программ деятельности и т.д.
Поэтому при разработке данной программы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов» необходимо учитывать данные диагностического исследования.
Объектами нашего мониторинга являются: результаты диагностики педагогических кадров и организуемая методическая, психологическая, организационная работа, формулируемая в нормативных документах как «целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога».
Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:
- определение цели мониторинга и задач;
- определение объектов мониторинга;
- отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;
- сбор информации;
- активация механизма реагирования на полученную информацию;
- использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения и генерации адекватного ее варианта;
- реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;
- цикл движения информационного потока.
3.Основная часть
3.1. Цели и задачи программы
Целью программы является создание механизма выявления профессиональных затруднений педагога на диагностической основе для определения критериально-оценочного механизма мониторинга, направленного на поддержку и развитие профессионального мастерства.
Задачи программы:
- Сформировать систему мониторинга эффективной деятельности педагога;
- Обеспечить научные подходы к разработке системы мониторинга;
- Разработать программу мониторинговых исследований и направлений поддержки педагогических работников школы;
- Разработать организационно-технологическую схему функционирования системы мониторинга на основе непрерывности, целостности и преемственности;
- Разработать комплекс показателей и индикаторов мониторинга;
- Определить формы, методы, приемы и средства, которые будут использоваться в процессе мониторинга;
- Сформировать культуру работы с разнообразной информацией о состоянии трудностей педагогических кадров и средствами ее получения;
- Обеспечить накопление методик сбора, обработки и использования информации о качестве деятельности педагогов;
- Осуществить сбор информации о трудностях и проблемах молодых педагогов;
- Разработать (на основе полученных данных) рекомендации и предложения для принятия адекватных решений;
- Повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности;
- Обеспечить информационные потребности различных групп педагогов.
3.2. Принципы обеспечения мониторинга
В основу мониторинговых исследований положены следующие принципы:
- непрерывность (целостная, динамически развивающаяся система, в которой происходят структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер);
- научность (процесс строится по основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями);
- диагностико-прогностическая.
3.3. Функции программы мониторинга
профессиональных затруднений педагогов
- аналитическая- непрерывное наблюдение за состоянием педагога и результативностью его деятельности, прояснение сущности происходящих трудностей, событий, процессов, явлений и причин, породивших эти состояния;
- оценочная- своевременное выявление изменений, происходивших в деятельности педагога, и выработка норм, на основе которых определяется состояние;
- проектировочная– оказание помощи в осуществлении инновационных процессов;
- развивающая - выявление проблем, которые помогут предупредить негативные тенденции в деятельности педагога, прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества;
- консультационная – осуществление консультативной помощи педагогам;
- рефлексивная – оказание помощи педагогам в осмыслении своей деятельности и перспектив ее развития;
- обратной связи позволяет анализировать достижения целей, выяснить причины неудач;
- педагогической коррекции, которая позволяет определять предложения по исправлению педагогической деятельности;
- мотивации и стимулирования, которая позволяет применять внешние стимулы оценки труда педагогических работников;
- контроля, которая позволяет осуществлять необходимые виды контроля за образовательным процессом и деятельностью всех субъектов образовательного процесса, так как мониторинг содержит информацию об их состоянии.
3.4. Условия реализации системы мониторинга
профессиональных затруднений педагогов
Условиями успешной реализации мониторинга являются:
1. Наличие кадрового ресурса, способного работать с информацией (в том числе и с использованием диагностических методик и новых технологий).
2. Наличие единых критериев и программно-диагностического комплекса.
3. Наличие нормативно-правовой базы.
В соответствии с главной целью программы, чтобы сформировать систему мониторинга затруднений педагогов, необходимо учитывать следующие положения:
- процесс проектирования эффективности методической деятельности УДО, а это предполагает точность и перспективность исполнения задуманного целеполагания;
- главные требования к мониторинговой деятельности;
- научно определяющие целеполагание и технологию мониторинга, а это включает: анализ проблем и трудностей педагогов, всесторонняя диагностика проблем, четкое определение их источников и характера; поиск и разработка вариантов и решений рассматриваемых проблем с учетом имеющихся ресурсов; оценка возможных последствий каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения, т.е. приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных привести к желаемым изменениям; разработка организационных форм внедрения проектируемой деятельности в практику и условий ее эффективной реализации.
Мониторинг профессиональных затруднений
педагогов осуществляется по следующей схеме:
- Диагностика
- Результат
- Корректировка
- Прогнозирование
3.5. Этапы мониторингапрофессиональных затруднений педагогов:
1-й этап:Установочный.
Алгоритм действий:
-определение целей и задач мониторинга;
-определение основных показателей и критериев;
-выбор методов диагностики.
2-й этап: Диагностико –аналитический.
Алгоритм действий:
-сбор информации;
-количественная и качественная обработка данных;
-постановка педагогического диагноза;
-сравнение результатов, полученных при обработке;
-установление и анализ причинно-следственных зависимостей.
3-й этап: Прогностический.
Алгоритм действий:
-прогнозирование дальнейших результатов и возможностей
развития;
- планирование устранения трудностей педагогов .
4-й этап: Деятельностный.
Алгоритм действий:
- организация работы по реализации планов в целях осуществления
коррекции образовательного процесса и деятельности педагогов;
- устранение выявленных профессиональных затруднений.
5-й этап: Промежуточно-диагностический, (уточняющий)
Алгоритм действий:
-сопоставление имеющихся результатов с нормативными
показателями;
-установление причин затруднений на основе логического анализа;
-разработка стратегии коррекционно-развивающей работы.
6-й этап: Итогово-диагностический (завершающий)
Алгоритм действий:
-оценка состояния деятельности педагога в ходе мониторинга;
-сопоставление полученных результатов с первоначальными;
-установление соответствия избранных целей и задач мониторинга;
-определение эффективности проведенной работы с педагогом
3.6. Методы сбора и обработки информации:
опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.
3.7. Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:
1. Содержание образования.
2. Качественный состав педагогических кадров:
3. Уровень сформированности профессиональной компетентности:
4. Эффективность работы педагога по плану самообразования
5. Результаты аттестации педагогов.
6. Эффективность деятельности педагога.
7. Самообобщение опыта педагога и обобщение опыта работы на различных уровнях: районном, областном.
8. Сформированность нормативно-правовой базы.
9. Используемые педагогические технологии.
10. Уровень владения информационными технологиями.
11.Инновационная деятельность и экспериментальная деятельность педагога.
12. Учебно-материальная база.
Предполагаемый результат. Критерии и показатели эффективности
Результатом реализации мониторинга затруднений педагогов будет выстроена целостная многоуровневая система мониторинга и статистики, обеспечивающая объективное информационное отражение состояния трудностей педагогических кадров в МКОУ Андрюшинская ООШ, аналитическое обобщение результатов деятельности и на основе данных, разработку прогноза и обеспечения развития и коррекции. Проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов позволит: получить оперативную и достоверную информацию по деятельности педагога МКОУ Андрюшинская ООШ и его профессиональных проблемах и трудностях;позволит отразить состояние проблем и трудностей педагога в образовательном процессе, аналитически обобщить результаты диагностики, на основе которых спланировать прогноз развития и коррекции педагогической деятельности;
Результат мониторинга профессиональных затруднений педагогов предполагает:
- Сбор, накопление и обработка фактического материала о реальном состоянии образовательного процесса в МКОУ «Андрюшинская ООШ».
- Непрерывное наблюдение за состоянием методической работы и ее влиянием на повышение качества образования.
- Своевременное выявление затруднений дидактического и методического характера, изменений, происходящих в образовательной среде, и факторов, вызывающих их.
- Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
- Прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества образования в МКОУ «Андрюшинская ООШ».
- Выявление, изучение, обобщение и распространение положительного опыта педагогов.
4. Возможные риски и пути их преодоления
Возможные риски: |
Пути преодоления |
1) Несовершенство инструментария определения компетентности педагога (диагностических методик, процедур). |
1)Привлечение к разработке инструментария работников вузов, своевременность принятия на всех уровнях управленческих решений, внесение оправданных корректировок в диагностических картах и процедурах проведения мониторинга. |
2) Недостаточная квалификация кадров по проведению мониторинга и ограниченные возможности по их подготовке. |
2)Организация обучения кадров по проблеме организации и проведения мониторинговых исследований. |
3)Недостаточный уровень квалификации методистов для реализации дифференцированной модели непрерывного повышения квалификации педагогов |
3)Организация постоянно действующего семинара по проблемам организации дифференцированной модели непрерывного повышения квалификации педагогов; -организация тематической курсовой переподготовки. |
5. План действий по реализации программы
«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»
Сроки |
Мероприятия/направления |
Ответственные |
Управленческие решения |
Iэтап (организационно - подготовительный) Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение: |
|||
|
1.Разрабока локальных актов, необходимых для реализации программы: - Положение о мониторинге профессиональных затруднений педагогов; - Циклограмма мониторинга |
директор школы |
Утвердить на заседании Методического совета. |
|
2.Подбор и разработка диагностического инструментария |
директор школы |
Утвердить на Методического совета. |
|
3.Создание компьютерной информационной базы мониторинга |
директор школы |
Приказ |
|
4.Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров. |
директор школы |
Протоколы и методические рекомендации |
|
5.Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров |
директор школы |
Протоколы и методические рекомендации |
II-этап (практический) Апробация механизмов и инструментария мониторинга профессиональных затруднений педагогов: |
|||
|
1.Запуск циклограммы мониторинга |
заместитель директора поУВР |
Приказ по реализации программы мониторинга |
|
2.Апробация диагностических карт, анализ промежуточных результатов по их реализации |
заместитель директора поУВР |
Первичные итоги рассматривать МО |
|
3.Корректировка плана работы МКОУ «Андрюшинская ООШ» по итогам анализа результатов реализации программы |
заместитель директора поУВР |
План работы |
|
4.Обсуждение хода и данных мониторинга на административном совещании |
заместитель директора поУВР |
Совершенствование системы мониторинга. |
|
5.Анализ работы по программе |
заместитель директора поУВР |
Аналитическая справка |
|
6. Разработка схемы «листа индивидуального образовательного маршрута» |
заместитель директора поУВР |
Утверждение на Методическом совете |
|
7.Разработка индивидуализированной Модели повышения квалификации педагогических кадров |
заместитель директора поУВР |
Утверждение на Методическом совете |
|
8. Разработка в помощь педагогам научно-методических материалов по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения. |
заместитель директора поУВР |
Утверждение на Методическом совете |